Как выбрать рулевую рейку и где ее лучше купить. Типы запчастей
Поскольку «в мире нет ничего вечного», то любому автомобилю рано или поздно требуются запчасти. Одни надо менять вследствие естественного износа, другие — после ДПТ. Это касается всех деталей без исключения, в том числе и рулевых реек. Запчасти лучше брать новые или бывшие в употреблении? И, если новые, то какие, а если б/у, то где?
Разговор о замене рулевой рейки хотелось бы начать с совета для автолюбителей с небольшим стажем — не спешить с покупкой. Посетите СТО, пусть мастера посмотрят на ту, что есть. Может, там достаточно заменить ремкомплект или только отрегулировать. Если все-таки надо менять рейку, то следует знать, какую лучше купить, чтобы не платить больше (иногда в несколько раз!) там, где это совсем не обязательно.

Какие бывают виды запчастей?
Сначала разберемся, какие бывают виды запасных частей. Их классификация довольно условная и существует в нескольких трактовках, из которых рассмотрим самую популярную.
Новые оригинальные
К новым оригинальным относятся детали, сделанные на заводе-изготовителе автомобиля либо подрядчиками, которые поставляют ему комплектующие. (Другое название — ОЕМ запчасти от ОЕМ производителей Original Equipment Manufacturer. В мире под этим названием понимают детали, выпущенные той же фирмой, которая делает их и для сборочного конвейера. В Украине нередко считают, что это аналоги для вторичного рынка, см. ниже «Афтермаркет»). В первом случае это «родные» запчасти. Они «на все сто» подходят к вашей машине и качество у них такое же, как и у тех, что «с завода». Недостатки: изготовитель производит далеко не все наименования и в небольших количествах, а, если брать на заказ, то приходится долго ждать. Главный минус — высокая цена. Это плата за качество и за раскрученный бренд.
Даже для своего сборочного конвейера автоконцерн не все комплектующие производит сам, много чего выпускают подрядчики. Это второй случай — когда запчасти делают другие заводы, но по заказу производителя, по его техническим документам и под его тщательным контролем. Через несколько (обычно 3-5) лет после начала сборки новой модели, согласно договору, они получают право на реализацию этих «фирменных» деталей в виде запчастей под собственной торговой маркой. Качество и совместимость здесь такие же, как у родных, но цена до 30% ниже (а может и более). Негативные моменты в том, что стоимость, хоть и меньше, но все равно высокая. Плюс подрядчики делают не всю номенклатуру, бывает, что-то нужное найти непросто.
Маркировка оригинальных деталей строго соответствует каталогам производителя. Ее могут сделать в виде лазерной гравировки, красочной печати, отштампованных либо отлитых символов. Многие детали (сложные в техническом отношении — все) идут с документацией по характеристикам или с инструкцией. Оригинальные запчасти поставляют в фирменной упаковке производителя автомобиля, хотя штампы на этикетках могут быть заводов-подрядчиков, с указанием номера по каталогу и страны изготовления.
Все остальные новые детали считаются неоригинальными.
Новые лицензионные
Лицензионные запчасти выпускают на предприятиях, у которых есть на эту деятельность лицензия от автоконцерна. Получить ее не просто. Надо, чтобы оборудование производственных линий и применяемые технологии были на достаточно высоком уровне. Плюс, придется регулярно проходить сертификацию, да еще и завод, дающий разрешение, будет контролировать качество деталей. Цена лицензионных изделий заметно ниже оригинальных, не только «родных», но и «фирменных». Качество может быть таким же, изредка — даже лучше, но нередко — несколько ниже, как и рабочий ресурс. Тем не менее, они весьма популярны, потому что считаются очень хорошими аналогами.
Это своеобразная золотая середина между стоимостью и качеством. Найти их на рынке проще, чем фирменные, качество и срок службы на приличном уровне, цена приемлемая, с наличием на складах обычно без проблем. Из негатива можно назвать опасность потерять гарантию на авто (зависит от условий производителя машины), выше процент заводского брака и проблемы с каталогами из-за более частых ошибок. А еще — не самый широкий ассортимент. Плюс некоторые производители в стремлении уменьшить себестоимость используют менее качественные исходные материалы, со всеми вытекающими последствиями. Так что лицензионные желательно брать у проверенных фирм.
Афтермаркет
В нашей стране иногда к афтермаркету относят детали, которые ОЕМ-компании по разрешению автопроизводителя делают для рынка запчастей под своими брендами. Это копии оригиналов, выполненные с соблюдением тех же стандартов качества. Хотя, вообще-то, к такой продукции больше подходит определение «лицензионные» или «фирменные» (см. выше).
Фактически, слово aftermarket обозначает послепродажный, то есть вторичный рынок. В данном случае это запасные части, сделанные компаниями, которые не поставляют свою продукцию на сборочный конвейер. Они выпускают детали под собственными торговыми марками, на основе технических условий (ТУ), которые ими же и разработаны.
Правда, при этом принимаются во внимание допустимые параметры деталей, данные автоконцерном. Но, все равно, полного соответствия не будет хотя бы потому, что достаточно обеспечить нижний предел из «вилки» фирменного диапазона, и можно смело отправлять продукцию на рынок. Плюс, здесь далеко не всегда соблюдаются требования по материалам. Высокотехнологичные присадки и дорогие сплавы увеличивают себестоимость и снижают прибыль.
В результате получаются запчасти, которые более-менее подходят к данной марке автомобиля. Они намного дешевле оригинальных, фирменных и лицензионных, а значит, спрос на них есть, притом устойчивый. Но соответствие не всегда точное и качество не обязательно хорошее.
Упаковщики
Отдельный разговор о фирмах-упаковщиках. У них нет заводов для изготовления деталей, есть только упаковочные линии. Они продают товары других компаний в коробках с собственными логотипами. Главная цель — раскрутить свой бренд и на этом получать прибыль. К раскрутке каждый подходит по-своему, так что в коробке может оказаться что угодно, от приличной лицензионной или даже ОЕМ детали, до невразумительного «китайца».
Монобренды
В сфере запчастей монобрендом считается предприятие, которое производит детали для какой-либо конкретной марки автомобиля. На сборочный конвейер она их не поставляет. Хорошая ли это продукция? Все зависит от политики владельца. Стоят такие запчасти, как правило, недорого, но есть риск нарваться на низкое качество, так что перед покупкой желательно как следует почитать отзывы.
Аналоги
Согласно Википедии «аналог» — это объект с тем же назначением, что и оригинал, да еще и близкий к нему по основным характеристикам. То есть, речь не идет о полном сходстве по качеству, параметрам, используемым материалам, технологии изготовления и т.п. Поэтому, строго говоря, «аналогами» оригинальным запчастям можно назвать все перечисленные выше группы неоригинальных. Хотя на практике многие специалисты вкладывают в это понятие более конкретный смысл — сертифицированные или нет, точно соответствующие по размерам/параметрам или просто подходящие, с соблюдением технологии изготовления или без оного и т.п.
Контрафакт
Английское слово “counterfeit” или по-нашему контрафакт, переводится как «подделка» и этим сказано все. Это нечто, созданное на основе оригинального изделия с нарушением прав собственности. На 90% его «клепают» за условную «миску риса» где-то в китайских подвалах. Качество — я вас умоляю, соответствие — как повезет, нередко и правда бывает, что деталь сразу стает на «свое» место. Сертификаты, лицензии? А ну, скажите еще что-нибудь смешное. Зато ничего дешевле на рынке запчастей вы не найдете. Тем и живут.
Чем же тогда контрафактные товары отличаются от несертифицированных? Тем, что первые — это умышленная имитация популярных брендов с целью обмана покупателя. А вторые — это не факт что подделка. Они просто не прошли официальное тестирование и по характеристикам могут не соответствовать требованиям. То есть контрафактные будут всегда несертифицированными, а несертифицированные — не обязательно контрафактные.

Б/у оригинальные
Это запчасти с авторазборок. На Западе срок службы легковых авто составляет 4-5 лет, после чего машину утилизируют. Но ресурс импортных компонентов («Жигули» не считаются!) намного больше, поэтому технику разбирают, а детали продают на запчасти. Это отличная возможность сэкономить на ремонте, надо только выбрать солидную компанию и при покупке быть внимательным.
Б/у на рынке, в магазине, по объявлению
Здесь может быть все, что угодно. Если повезет, найдете хорошую вещь недорого, в противном случае заплатите дважды. Если нет приличного опыта и знаний, то посещать рынок без знакомого «спеца» не рекомендуется.
Как выбрать тип запчасти для рулевой рейки?
При покупке запчастей есть несколько общих рекомендаций. Относительно б/у — не советуют приобретать детали, которые серьезно влияют на безопасность движения. Конкретно по рулевому управлению — когда пробег больше 50 тыс. км, то такие варианты лучше совсем не рассматривать. Это что касается авторазборок. На рынке … да, мы помним, большой ресурс импортных деталей и все такое … но по логике вещей, кто ж будет продавать хорошее?
В общем, если есть малейшая возможность, то рейку надо брать только новую. Для техники в возрасте 3-4 года лучше оригинальную, молодые авто более требовательны к качеству запчастей, плюс условия производителя по гарантии. А вообще есть такое правило: чем дороже и новее машина, тем больше должен быть «уклон» на оригинальные запчасти. И наоборот, для более старых и дешевых авто можно рассматривать лицензионные и даже афтермаркет (это если по рейкам, по другим деталям и б/у покупают).
Теперь по стоимости. За «крутой» бренд накидывают где-то процентов двадцать. Так что, когда берете что-то «поскромнее», то сравнивайте цены. Если то, что вы выбрали, дешевле раскрученных марок более чем на 50%, значит там так сильно экономили на качестве исходных материалов и технологиях, что соблазняться выгодой просто опасно. То есть, например, когда BOSH просит за свою новую рейку условно говоря 50 000 грн., то что-нибудь попроще за 37 000 – 43 000 грн. будет нормально. А все, что дешевле 25 000 грн., это «от лукавого».
Восстановленные рулевые рейки
Ну да, вы там все умные новое советовать, как будто без вас никто не знает, что по качеству оно лучшее. А вот вам другой пример. Новая рейка на Mazda 6 (GH) 2007-2012 г. в. стоит 54 138 грн. А на авторазборке она же — от 5 000 грн. Все понимают опасность покупки б/у, и гарантия всего 2 недели, но почти 50 тыс. грн. на дороге не валяются! Как быть? Попробуйте рассмотреть вариант с восстановленными рулевыми рейками. Цена от 9 000 грн. до 15 000 грн., это намного ниже новой. Гарантия дается на полгода.

А если, все-таки, б/у?
Бывает и так, что деваться некуда, приходится брать бывшее в употреблении. Чтобы хоть как-то себя обезопасить в дальнейших поездках, желательно определить остаточный ресурс. Это лучше сделать дома, для чего следует договориться с продавцом о том, что он готов принять товар обратно в течение 2-3 дней. Для проверки необходимо:
- Осмотреть узел. Не должно быть никаких трещин или вмятин на корпусе. Следов проведения сварочных работ — тем более.
- Некоторые конструкции допускают запотевание масла. Если есть выбор, то от реек с такими «пятнами» тоже лучше отказаться.
- Надо проверить подшипник, расположенный в верхней части конструкции. Когда рулевое колесо вращают слишком часто, он ломается первым. Надо, чтобы люфт был не больше 1,5 мм.
- Проверить втулки на наличие люфтов, их не должно быть совсем. Для этого с одного конца, а потом и с другого надо взяться за крайнюю часть вала и попытаться его подвигать в стороны.
- Центральный зуб не должен быть тонким, а между остальными чтобы не было сильно большого зазора. Для этого необходимо проверить вал и шестерни. Узел фиксируют, после чего несколько раз поворачивают ось рулевой колонки. Если все нормально, то крутящий момент передается сразу.
- Чтобы проверить поршень ГУР, достаточно закрыть пальцами отверстия для присоединения шлангов, после чего — покрутить вал в разные стороны. При нормальной работе одно отверстие будет выталкивать палец (выдувать воздух), а другое — втягивать (всасывать).
Если все перечисленные проверки рейка «прошла» успешно, то это не дает 100%-й гарантии ее долговечности. Мало ли, вдруг на корпусе микротрещины или еще что-нибудь трудно определимое. Но вероятность того, что деталь будет долго и нормально работать, станет намного выше.
Как выбрать рулевую рейку?
Новую рейку выбрать несложно, для этого достаточно отправить менеджеру интернет магазина данные по машине (VIN-код или FRAME-код). Он подберет деталь и предложит ее покупателю. Можно все сделать и самому, если вы разбираетесь в каталогах и хорошо ориентируетесь в интерфейсах торговых площадок. Для этого надо знать артикул (ОЕМ-номер) детали. Полезно пользоваться агрегаторами, которые позволяют сравнивать варианты в различных магазинах. Обязательно надо заранее выяснить, есть ли функция возврата детали и ее обмена на другую, потому что «пощупать» товар руками не получится. Если на машине установлены нештатные детали, то рейку лучше выбирать по техническим данным предыдущей.